127006, г. Москва, Дмитровское шоссе 71Б, БЦ 7ONE, подъезд А, офис 209
Медиацентр

Можно ли отсудить за царапину в ДТП баснословные деньги?

В российском законодательстве прописана норма возмещения утраты товарной стоимости автомобиля (УТС), попавшего в аварию.


С опорой на них пострадавшие пытаются получить с виновника ДТП сумму, более чем в 40 раз превышающую затраты на ремонт. Правильно ли они поступают?

Прецедент, созданный судом в деле о взыскании ущерба с гражданина Потемкина после аварии с трамваем, получил широкий резонанс. По мнению экспертов, такой же алгоритм действий может понравиться автоподставщикам, специально устраивающим ДТП с целью взыскания средств с законопослушных граждан.

Напомним, что летом 2017 года при выезде со двора Алексей Потемкин не уступил дорогу трамваю. Произошло легкое столкновение. Был поцарапан бампер, повреждена пластиковая облицовка и фара. Затраты на ремонт трамвая составили всего 36 тысяч рублей. Однако владелец трамвая потребовал с виновника аварии еще 1,46 млн руб за причиненный моральный ущерб и за утрату товарной стоимости транспортного средства. Суд удовлетворил эти требования и обязал виновника аварии выплатить сумму, рассчитанную на основании товарной стоимости нового трамвая, цена которого зафиксирована в размере 95 млн рублей.


Закон суров


Автомобилисты были возмущены подобным решением. Сразу представляется, как владелец машины стоимостью 15-20 миллионов рублей, оказавшейся в ДТП, начнет требовать через суд баснословные деньги за пустяковую царапину или помятый бампер. Тут же можно вообразить продажу квартиры, прессинг коллекторских контор и прочие ужасы. Разобраться в ситуации помогает член Ассоциации юристов России, управляющий партнер юридической компании «Заклич» Николай Пивоваров:

«Действительно, Гражданский кодекс Российской Федерации указывает, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Само понятие вреда не раскрывается в гражданско-правовом законодательстве, однако используется как синоним понятия „ущерб“.
К реальному ущербу, возникшему в результате дорожно-транспортного происшествия, наряду со стоимостью ремонта и запасных частей относится также утрата товарной стоимости (далее — УТС), которая представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида транспортного средства и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта.
Указанные разъяснения были даны Верховным судом Российской Федерации в 2017 году с целью обеспечения единства практики применения судами законодательства.
Действительно, любое повреждение транспортного средства в результате дорожно-транспортного происшествия неминуемо влечет утрату его товарной стоимости. Величина УТС, однако, должна определяться не произвольно, а только экспертами в области оценки ущерба с учетом коэффициентов, зависящих от объёма ремонта, в процентах от стоимости транспортного средства».

Полная версия статьи в АиФ